Сайт психолога ГОУ Д/с №1274
 Знакомство с окружающим
НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ

Цель: сформировать представление о том, как рыбы приспосабливаются к жизни в природных условиях. Уточнить знания об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем питаются, как передвигаются), о хищных и «миролюбивых» рыбах. Продолжать воспитывать любовь к природе. Развивать воображение, логическое мышление. Учить разрешать противоречия.

Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображением речного дна, щуки, сома, плотвы, золотой рыбки, окуней; две банки (с чистой и мутной водой); две рыбки (игрушечные).

Предварительная работа. Наблюдения за аквариумными рыбками; экскурсии на реку ранней и поздней осенью; беседы на темы: что такое водоем, кто в нем обитает, как называются рыбы, каковы особенности их строения и образа жизни.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня я хочу рассказать вам необычную историю. О ком – догадайтесь.

Вильнет хвостом

Туда-сюда –

И нет ее,

И нет следа.

Дети. Рыба.

Воспитатель (рассказывает сказку, показывая иллюстрации). Одному мальчику подарили золотую рыбку. Возвращаясь домой вдоль берега реки, он любовался подарком, а рыбка спокойно плавала в банке. Мальчик так увлекся, что не заметил корягу, споткнулся и упал. Банка разбилась, рыбка исчезла в реке. Как ни старался он ее разглядеть в воде, не смог. А золотая рыбка никак не могла понять, куда она попала. Итак, золотая рыбка попала в реку. Это хорошо. Почему?

Дети. Она не порезалась осколками стекла, осталась живой. Узнает обитателей реки, подружится с кем-нибудь.

Воспитатель. Золотая рыбка попала в реку. Это плохо. Почему?

Дети. В реке вода холодная; сильное течение, нужно все время работать плавниками; река глубокая, темно; много неизвестного, незнакомого.

Воспитатель. Как вы думаете, еде жила рыбка раньше?

Дети. В доме человека.

Воспитатель. А хорошо ей там было?

Дети. Хорошо, там тепло, светло, в аквариуме вода чистая.

Воспитатель. А в реке есть места с теплой водой?

Дети. Около берега, где мелко и солнце прогревает воду.

Воспитатель. Пока рыбка искала отмель, она почувствовала голод. Золотая рыбка хочет есть, потому что проголодалась, и не может, потому что в реке нет привычного для нее корма. Как ей быть?

Дети. Она должна научиться сама определять, какая еда ей подходит.

Воспитатель. Пока рыбка смотрела по сторонам, мимо нее пронеслась стая небольших серебристых рыбешек с красными глазами и красными плавниками. Они были похожи на капельки воды, сверкавшие на солнце. Что это за рыбешки?

Дети. Плотва.

Воспитатель. Плотвички, окружив незнакомку, удивлялись ее яркому наряду. Самая любопытная подплыла к ней и сказала: «Какая ты смелая! Не боишься одна плавать». А золотая рыбка просто не знала, кого ей нужно бояться. Плотвички пригласили золотую рыбку подкрепиться. Около берега мотыля, червячков, личинок было в изобилии. Золотая рыбка наблюдала за тем, как плотвички ловко извлекали из ила толстых жирных червячков. Но ей не под силу было заглотить такой крупный корм. Как ей помочь?

Дети. Плотвички должны поделить червяков на мелкие кусочки или отдать золотой рыбке маленьких червячков.

Воспитатель. Рыбки наелись, повеселели, стали играть. Поиграв, золотая рыбка вильнула хвостом и поплыла к лежащей на дне палке… «Палка» вдруг зашевелилась и быстро поплыла к плотвичкам. Как вы думаете, что это?

Дети. Щука.

Воспитатель. Как плотве спастись от щуки?

Дети. Плыть на самое мелкое место; плыть в разные стороны.

Воспитатель. Тем временем самая смелая плотвичка подплыла к золотой рыбке и посоветовала ей спрятаться на илистом дне. Почему?

Дети. В мутной воде рыбку трудно заметить.

Воспитатель демонстрирует элементарный опыт: опускает одну игрушечную рыбку в банку с чистой водой, а другую – в банку с мутной водой.

Воспитатель. Золотая рыбка обрадовалась тому, что может избежать опасности, и направилась к месту, где вода была мутной. Но хищница рыбок перехитрила. Что она сделала?

Дети. Виляя хвостом по илистому дну, замутила воду и стала невидимой.

Воспитатель. В это время в воде показались необычные рыбы: горбатые, на верхних плавниках иголки, как у ежа. Кто это?

Дети. Окуни.

Воспитатель. Щука заметила их, махнула мощным хвостом и острыми зубами схватила зазевавшегося маленького окунька. Одно мгновение – и щука, сжав голову окунька зубастой пастью, исчезла в зарослях… Вам жалко окунька?

Дети. Жалко.

Воспитатель. Как же быть? Ведь щука должна есть рыбу (это ее пища) и не должна есть, чтобы все рыбы были целы.

Дети. Щука должна есть слабых и больных рыб.

Воспитатель. Щука – это плохо. Почему?

Дети. Она – хищник, из-за нее мелким рыбешкам беспокойно.

Воспитатель. Но щука – это и хорошо. Почему?

Дети. Щука – санитар. Она необходима для нормальной жизни обитателей рек и озер. Щука нападает прежде всего на больных рыб, не давая другим заразиться и умереть.

Воспитатель. Много рыбы в реке – это хорошо. Почему?

Дети. Если рыбы много, ее можно ловить даже руками.

Воспитатель. Но много рыбы в реке – это и плохо. Почему?

Дети. Они съедят весь корм, начнут есть друг друга; больные рыбы будут заражать других; умершие оседать на дно – загрязнится вода.

Воспитатель. А золотая рыбка вновь почувствовала голод. На сей раз она решила самостоятельно поискать корм. Плывя по дну, увидела червячков. Только решила ими полакомиться, как вдруг прямо перед нею открылась огромная усатая пасть. Испугавшись, золотая рыбка уплыла за камешек и оттуда начала наблюдать за неизвестной ей рыбой. А вы догадались, что это за рыба с усами?

Дети. Сом.

Воспитатель. Действительно, это был сом. Большой домосед. Любит глубокие ямы и лишь ночью «выходит» на охоту. Он медлительный и неповоротливый, от него легко уплыть. А зимой он и вовсе не опасен: забьется как можно глубже и ничего не ест. Золотая рыбка решила плыть к берегу, к плотвичкам, которые продолжали весело резвиться. А мальчик все ходил по берегу, не теряя надежды отыскать свою золотую рыбку. И вдруг среди маленьких серебристых рыбешек он увидел ее, поймал сачком, пустил в банку с водой и быстро пошел домой. Вот так закончилось необычное приключение золотой рыбки.



УГОЛОК ВОДНОГО ЦАРСТВА

Цель: сформировать представление об элементарных свойствах стекла; о благоприятных условиях для жизни рыб и водных растений в аквариуме; о видах аквариумных рыб и их питании. Воспитывать интерес к обитателям аквариума, учить наблюдать за ними. Развивать воображение, логическое мышление. Учить разрешать противоречия.

Материал и оборудование. Деревянный ящик; стеклянный аквариум; живая рыба в банке; пустая банка; ведро с водой; сгнившая бегония в банке; тазик с валлиснерией; банки: с песком, глиной, землей, галькой; морские ракушки; пять банок с водой; кормушка для рыб; стекло с отверстиями; корм для рыбки.

Предварительная работа. Поставить опыты: где вода быстрее превращается в невидимку: над свечой, на батарее, на окне? Что произойдет с листом бегонии, если ее поместить в воду? Что произойдет с веткой дерева, долго пробывшей в воде? Что произойдет, если водоросли оставить без воды? Что произойдет, если одну банку с валлиснерией поставить на окно, а другую – в темный шкаф? Провести беседы о свойствах стекла и дерева.

Ход занятия

Воспитатель. Вы помните историю про мальчика, который уронил золотую рыбку в реку, а потом снова ее поймал? Какое настроение было у мальчика, когда он потерял рыбку?

Дети. Печальное, грустное.

Воспитатель. А каким оно стало, когда он вновь нашел ее?

Дети. Веселым, радостным.

Воспитатель. Мальчика звали Рома. Они с рыбкой подружились и решили жить вместе. Но вот беда: рыбка не может жить без воды, а Рома – в воде. Итак, Рома должен жить в воде, чтобы быть вместе с рыбкой, и не должен жить в воде, чтобы не умереть. Что же ему делать?

Дети. Надеть водолазный костюм, использовать батискаф.

Воспитатель. А Рома в свою очередь задумался о жилье для рыбки. Рыбка должна жить в воде, чтобы не умереть, и не должна жить в воде, чтобы быть у Ромы дома.

Дети. Нужно, чтобы дома была вода, но речки не было.

Воспитатель. Рыбка дома – это хорошо. Почему?

Дети. Круглый год можно наблюдать за ней; можно смотреть, как она играет.

Воспитатель. Рыбка дома – это плохо. Почему?

Дети. Дома нет реки, ванна занята; надо рыбку кормить.

Воспитатель. Рома все думал: где же будет жить его рыбка? Каким должен быть домик для нее?

Дети. Прочным, светлым, прозрачным.

Воспитатель. Стал Рома искать такой дом. Друзья, узнав об этом, принесли ему прочный деревянный ящик. Вот такой (показывает). Потрогайте его и скажите, какой он на ощупь?

Дети. Твердый, прочный, нельзя сломать руками.

Воспитатель. Рыбка завиляла хвостом: понравился ей такой дом. Да и Рома воспрял духом: дом большой, прочный. Что еще нужно рыбке? Мальчики налили целое ведро холодной воды и стали выливать ее в ящик. (Демонстрирует; дети наблюдают за тем, как вода вытекает из ящика.) А можно сделать так, чтобы вода не выливалась?

Дети. Пластилином замазать боковые швы.

Воспитатель. Значит, деревянный ящик для рыбки – это хорошо. Почему?

Дети. Он большой, просторный, прочный.

Воспитатель. Но деревянный ящик – это и плохо. Почему?

Дети. Вытекает вода, рыбке темно, дерево будет гнить.

Воспитатель. Задумались друзья: домик для рыбки не должен пропускать воду, должен быть прозрачным. Чем же заменить деревянный ящик? Может быть, банкой? Как вы думаете, может рыбка жить в банке? (Показывает банку с рыбой.)

Дети. Нет, места мало, вода быстро испаряется, воздуха мало.

Воспитатель. Что же может стать уютным домиком для рыбки?

Дети. Стеклянный аквариум.

Воспитатель (демонстрирует аквариум). Стеклянный аквариум – это хорошо. Почему?

Дети. В аквариуме много места, рыбкам светло, за ними можно наблюдать.

Воспитатель. Стеклянный аквариум – это и плохо. Почему?

Дети. Может разбиться, его нельзя перемещать: тяжелый, и вода может вылиться.

Воспитатель (наливая в банку воду из-под крана). Рома с друзьями налил воду в аквариум, но рыбка жить в ней не захотела. Почему?

Дети. Рыбка не может жить в воде, только что налитой из-под крана. Воду надо отстоять в течение двух суток, чтобы все вредные газы улетучились и чтобы вода стала комнатной температуры.

Воспитатель. Наконец-то Рома с друзьями заполнили аквариум отстоянной водой и пустили в него рыбку. Уютно стало рыбке? (Ответы детей.) А вам в пустой квартире было бы уютно?

Дети. Нет, нужна мебель, игрушки.

Воспитатель. Рома решил завести в аквариуме комнатные растения.

Воспитатель опускает веточку бегонии в аквариум с водой (она плавает на поверхности), напоминает опыты, которые предшествовали занятию, показывает банку со сгнившей бегонией.

Воспитатель. Итак, комнатные растения не приспособлены к жизни в воде. А какие растения будут хорошо чувствовать себя в аквариуме?

Дети. Водоросли.

Воспитатель. Водоросли в аквариуме – это хорошо. Почему?

Дети. Они дают рыбкам кислород для дыхания; рыбки могут в них прятаться; они служат для них кормом.

Воспитатель. Водоросли в аквариуме – это плохо. Почему?

Дети. Когда их много, рыбкам трудно плавать.

Воспитатель вместе с детьми опускает в аквариум водоросли – те плавают на поверхности.

Воспитатель. Что же необходимо для того, чтобы водоросли «прижились» в аквариуме?

Дети. Грунт.

Воспитатель. Помогите Роме приготовить грунт для водорослей.

На столе в банках мелкий и крупный песок, земля, глина, галька крупная, темная и светлая. Дети выбирают материал для грунта, обосновывают свой выбор, сыплют в аквариум, заполненный водой, гальку, песок – поднимается муть.

Воспитатель. Как же правильно подготовить грунт для водорослей?

Дети. Надо сначала насыпать гальку, песок и ракушки, затем закрепить в них водоросли и только потом подливать воду небольшими порциями.

Воспитатель выливает воду из аквариума, дети подготавливают грунт для водорослей, укрепляют их, наливают отстоянную воду их банки, запускают в аквариум рыбку из банки.

Воспитатель. А что еще нужно, чтобы рыбка долго жила в аквариуме?

Дети. Кормить ее.

Воспитатель. Подскажите Роме, чем нужно кормить рыбку.

Дети. Сухим кормом, яичным желтком, червячками, мелко-мелко порезанным мясом, манкой, крошками хлеба.

Воспитатель. А из чего вы едите?

Дети. Из тарелок.

Воспитатель. А рыбки?

Дети. Из кормушки.

Устанавливают в аквариуме кормушку, кормят рыбку.

Воспитатель. А что еще необходимо рыбке, чтобы ее жизнь в аквариуме была уютной и продолжительной?

Дети. Тепло и свет.

Воспитатель. Так где же мы посоветуем Роме поставить аквариум? Может быть, у окна?

Дети. Нет, вода под прямыми лучами солнца быстро зацветет.

Воспитатель. Значит, свет должен быть и света не должно быть. Как быть?

Дети. Поставить аквариум так, чтобы прямые лучи солнца на него не падали: между окон, у противоположной стены.

Воспитатель. А для чего может пригодиться вот это стекло с отверстиями?

Дети. Им можно накрыть аквариум, чтобы вода меньше испарялась.

Воспитатель. А не хотите вы познакомиться с рыбкой, для которой сделали такой замечательный дом? Кто знает, как называется эта рыбка? Каких еще аквариумных рыбок вы знаете? (Ответы детей.) Вода в аквариуме постепенно становится грязной (на дне оседают остатки корма и т. д.), но она должна быть всегда безопасной для рыбок. Что делать?

Дети. Менять воду, чистить стенки аквариума. Поддерживать чистоту помогают также улитки и сомики.


ВВЕРХ
Среда, 27.11.2024, 02:07
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Счетчик посещений
счетчик посещений
Наш опрос
Оцените мой сайт
Отлично
Хорошо
Неплохо
Плохо
Ужасно
Смотреть Результаты
Статистика
Форма входа
Полезные ссылки
  • Портал "Детский психолог"
  • Психологический проект "Игры и игрушки"
  • Психологический центр "Адалин"
  • Детская психология для родителей
  • Дефектолог.ru
  • Раннее развитие детей
  • Детский портал "Солнышко"
  • Детская психология, воспитание.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz