Сайт психолога ГОУ Д/с №1274
 Развитие мелкой моторики

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НУЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ
ВЕДУЩУЮ РУКУ

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 
4—5 лет. Начиная с 16—20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4—5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4–5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.
Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей
6–7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ ЭКСПРЕСС-СПОСОБЫ
ДИАГНОСТИКИ ЛЕВОРУКОСТИ

Самыми простыми экспресс-способами диагностики леворукости ребенка считаются следующие:

1. «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

2. «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

3. «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

ТЕСТЫ Ф. КРЕЧМЕРА

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия:

• полить цветы;
• пересыпать песок лопаткой;
• почистить зубы;
• толкнуть палкой шарик;
• достать книги с полки;
• открыть замок-молнию;
• зажечь спичку;
• вынуть пробку из ванны и т. д.

Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша.
Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

ТЕСТЫ М. Г. КНЯЗЕВОЙ И В. Ю. ВИЛЬДАВСКОГО

Для определения рукости можно также использовать систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1) лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;

2) это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

1. Рисование
Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

2. Открывание небольшой коробочки (например, спичечного коробка)
Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Также можно использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

3. «Построй колодец из палочек (спичек)»
Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

4. «Игра в мяч»
Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.

5. Вырезание ножницами рисунка по контуру
Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.).

6. Раскладывание карточек лото (карт)
Все карточки (10— 15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) — раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.
Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

7. Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

8. Выполнение вращательных движений
Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек
(2–3 штуки) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

9. Развязывание узелков
Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

10. Построить из кубиков дом, ограду и т. п.
Ведущей является рука, которая чаше берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая
рука Обе руки Правая
рука
1. +
2. +
3. +

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

При диагностике леворукости дошкольника следует учитывать также данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить «+» в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи «+» в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего леворукий.

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

При диагностике леворукости дошкольника следует учитывать также данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить «+» в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи «+» в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего леворукий.

ТЕСТЫ М. ОЗЬЯС

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

1. Почистить обувь щеткой.
2. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
3. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги или использовать игру «Дартс»).

6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).
8. Проколоть дырочки в листе бумаги
(5–6 раз) иголкой, булавкой.
9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

10. Продеть нитку в иголку.

11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
13. Достать бусинку ложкой из стакана.
14. Позвонить в колокольчик.
15. Закрыть, открыть застежку-молнию.
16. Выпить воду из стакана.

Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО УХА,
ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА, ВЕДУЩЕЙ НОГИ

Помимо ведущей руки, полную картину Вы можете получить, определив ведущий глаз, ухо и нижнюю конечность своего ребенка.

Выявление ведущего глаза

Ребенку предлагают расположить на расстоянии вытянутой руки лист бумаги с небольшим отверстием. Сквозь отверстие в листе необходимо рассмотреть какой-либо предмет (расстояние до которого 1–2 метра). Затем ребенку предлагается, не теряя из поля зрения предмет, приблизить лист бумаги к глазу и рассмотреть предмет через отверстие. Ведущим является тот глаз, который ребенок будет использовать чаще при неоднократном повторении пробы. Лист бумаги для этого тест можно так же просто свернуть трубочкой.

Кроме того, можно предложить ребенку обычный калейдоскоп. То, каким глазом он воспользуется тоже показательно.

Выявление ведущего уха

Перед ребенком, сидящим за столом расположите часы. Задание следующее: не дотрагиваясь до часов определить, работают ли они. Ухо, которым ребенок будет чаще пользоваться, является ведущим. (Часов для пробы желательно иметь несколько — работающих и неработающих).

Выявление ведущей ноги

Та нога, с которой ребенок чаще начинает движение при беге, прыжках через скакалку и т. п. является ведущей.

Утверждать что ребенок левша можно только в ситуации, когда ведущими являются и левая рука, нога, глаз и ухо. В таком случае, скорее всего, ведет правое полушарие. Если ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, но в остальном ведет правый из парных органов, говорят о леворукости и не более.

Тип мыслительной деятельности в зависимости от ведущей руки, глаза и уха

1. Правая рука, правый глаз и правое ухо — левополушарник, «мыслитель».
2. Правая рука, левый глаз, левое ухо — правополушарники, «художники».
3. Правая рука, левый глаз, правое ухо; правая рука, правый глаз, левое ухо — смешанный тип.
4. Леворукие дети относятся к особой группе. Они ярко выраженные правополушарники.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ РУКОСТИ

При проведении этих «тестов» важно помнить несколько правил, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты:

1. Ребенку не следует знать, с какой целью родители затеяли эти занятия. В противном случае существует вероятность того, что малыш будет неосознанно или осознанно (в случае, если его предпочтения при выборе ведущей руки вызывают у родителей тревогу, о которой ему известно) стремиться действовать не той рукой, которой ему удобно действовать.

2. Чем младше ребенок, тем более желательно организовать «тестирование» в форме игры. Для более старшего ребенка можно предложить эти упражнения как элементы утренней зарядки.

3. Не демонстрируйте действия, иначе ребенок может просто повторить за вами, ориентируясь на вашу ведущую руку.

4. Каждую из проб желательно провести несколько раз. Надо помнить, что результаты данных тесно не абсолютны. Они чаще всего верны, но не дают 100% гарантии.

5. Возможен также вариант, когда ребенок с одинаковой частотой и одинаково успешно использует и левую, и правую руку. В таком случае дети, зачастую, сами определяются, для каких действий какую руку им удобнее использовать. Рисовать ребенок может левой, а писать — правой. Эту особенность важно учитывать и предупреждать о ней всех специалистов, которые будут работать с ребенком.

ДЕТИ-АМБИДЕКСТРЫ

Нередко ребенок начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным .

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

«ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ ИЛИ ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ?»

САМОТЕСТИРОВАНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наверное, ты слышал, что мозг человека состоит из двух полушарий. Для непосвященного полушария на картинке кажутся совершенно одинаковыми. На самом деле каждое из них несет свои функции. В одном, например, находятся участки, ответственные за речь, в другом — участки, обеспечивающие работу воображения. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое — за работу левой. Причем полушария функционируют по принципу зеркала. Так, за левую руку, левый глаз, левое ухо несет ответственность правое полушарие, а левое, наоборот, — за все то, что с правой стороны. Почему это так, науке пока неизвестно.
Всех людей ученые условно делят на «левополушарных» и «правополушарных». Люди, относящиеся к каждой группе, обладают своими особенностями и способностями.
Тебе предоставляется возможность провести самообследование и выяснить, к какому типу людей — правополушарному или левополушарному — относишься ты.

Для этого выполни нужные задания и заполни таблицу.

ЗАДАНИЯ ЛЕВАЯ ПРАВАЯ
Сядь на стул со cкрещенными ногами
Какая нога сверху?
Прыжок
Какую ногу ты используешь как толчковую?
Сожми кисти рук вместе
Большой палец какой руки сверху?
Посмотри в калейдоскоп
Каким глазом ты смотришь?
Скрести руки на груди
Какая рука сверху?

Соотнеси данные таблицы с ответственной работой полушарий и, возможно, ты лучше поймешь свои возможности и перспективы.

Можешь показать таблицу родителям и обсудить с ними полученные результаты.

ЛЕВОЕ
ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ
ПОЛУШАРИЕ
1. Контролирует правую сторону тела. 1. Контролирует левую сторону тела.
2.Отвечает за развитие речи. 2. Отвечает за формирование зрительных образов.
3. Отвечает за устное усвоение иностранных языков. 3. Обеспечивает ориентирование в пространстве.
4. Отвeчает за логическое мышление. 4. Отвечает за способности к чтению.
5. Отвечает за грамотность. 5. Отвечает за музыкальные способности.
6. Отвечает за способности к вычислениям. 6. Отвечает за способности к рисованию.
7. Несет большую часть ответственности за человеческие эмоции.

Имей в виду: если главным в твоей жизни окажется правое полушарие, то, получив в следующий раз не очень хорошую оценку за диктант, ты всегда можешь свалить вину на него. Ведь за грамотность отвечает совсем другая половина мозга!

Имей в виду: если ты леворукий, то есть пишешь левой рукой, ты относишься к людям, жизнь которых управляется преимущественно правым полушарием. Среди так называемых «левшей» было много гениев, например, великий физик Альберт Эйнштейн.

А знаменитый ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и известный российский академик Андрей Сахаров были двоерукими: они умели писать обеими руками да еще и одновременно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

Цель задания: определить особенности развития мелкой моторики. Для решения цели используются методики «Дорожки» и «Птенчики». Также решается задача выявления ведущей руки.

Стимульный материал: для проведения первой методики — простой карандаш, опросный лист (расстояния между краями дорожек — 1 см). Для проведения второй методики — коробочка из двух частей с мелкими предметами (например, можно использовать коробочку для скрепок и мелкие скрепки или бусинки; лучше, чтобы они были цветными); для детей до четырех лет — 10 предметов, для более старших — 15 предметов.

Проведение задания: методики проводятся с двумя детьми в индивидуальной форме, до 4-х лет — методика «Птенчики», начиная с 4-х лет — обе методики. В практических тетрадях фиксируются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка.

МЕТОДИКА «ПТЕНЧИКИ»: ребенку предлагается поиграть: открывается коробочка, предметы высыпаются в более глубокую ее часть, рядом ставится верхняя часть; обе части коробочки ставятся перед ребенком. Дается инструкция: «Это маленькие птенчики. Какие они красивые! Они сидят в гнездышке. Тебе нужно пересадить их из одного гнездышка в другое». В практической тетради необходимо отметить, какой рукой ребенок перекладывает предметы (если двумя руками одновременно или поочередно — это записывается), насколько ловкими являются движения, все ли предметы переложил ребенок.

МЕТОДИКА «ДОРОЖКИ»: перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа — карандаш.
В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.
По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки.


«ДОМИК» (Н. Н. ГУТКИНОЙ)

Диагностические особенности.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей
5,5–10 лет.

Материал.
Картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Ход работы.
Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.
Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с „Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует — правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.
По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу).

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки.
Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.
Ошибками считаются:
а) отсутствие, каких либо детали рисунка. (4 балла). Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. (3 балла за каждую увеличенную деталь);
в) неправильно изображенный элемент рисунка. (2 балла). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл): расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. (1 балл).
е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно;
ж) залезание линий одна на другую. (1 балл за каждое залезание).

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др.
При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0». Если же ребенок 10 лет получает более 1 балла — это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка.

Рисунок к методике «Домик» Н.Н. Гуткиной


ВВЕРХ
Суббота, 27.04.2024, 05:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Счетчик посещений
счетчик посещений
Наш опрос
Оцените мой сайт
Отлично
Хорошо
Неплохо
Плохо
Ужасно
Смотреть Результаты
Статистика
Форма входа
Полезные ссылки
  • Портал "Детский психолог"
  • Психологический проект "Игры и игрушки"
  • Психологический центр "Адалин"
  • Детская психология для родителей
  • Дефектолог.ru
  • Раннее развитие детей
  • Детский портал "Солнышко"
  • Детская психология, воспитание.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz