Сайт психолога ГОУ Д/с №1274
 Рекомендации
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
С СЕМЬЕЙ

Семья — главный источник воспитания ребенка, именно в семье закладываются основы его личности.

Опыт работы показывает, что современные родители, воспитывая своих детей в семье, все больше нуждаются в психологической помощи. Это подтверждает возрастающее количество запросов, поступающих от родителей в психологическую службу. Оказание психологической помощи важно не только для родителей детей неблагополучных семей и семей «группы риска». Она необходима и благополучным семьям. Многие родители хотят знать, как лучше воспитывать своих детей, им нужны методы и средства. Они желают использовать различные приемы для снятия психоэмоционального напряжения на доступном для них уровне.

Взаимодействие психологической службы с семьей осуществляется по нескольким направлениям: консультирование, профилактика, просвещение, диагностика, психологические занятия и тренинги.

1. Консультирование — необходимая форма работы с семьей. Консультирование проводится в двух вариантах — тематическое и по запросу родителей. Родители с разными проблемами приходят за помощью в психологическую службу: плохая успеваемость в школе; делинквентное поведение; жалобы на то, что ребенок много времени проводит у телевизора, за компьютером; низкая познавательная активность; снижение мотивации и т. д. Консультации помогают узнать ближе жизнь ребенка, семьи, оказать помощь там, где она больше всего необходима, дает возможность родителям серьезно присмотреться к своим детям, выявить индивидуальные черты характера, задуматься, какими путями воспитывать ребенка.

Материал для тематических консультаций подготавливается, исходя из актуальных интересов родителей. Особым успехом среди родителей пользуются следующие темы: «Агрессивное поведение подростка», «Борьба за внимание», «Зависимость от телевизора, компьютера, игрового автомата», «Межличностные отношения в школе», «Конфликтные ситуации в школе и дома» и т. д.

Опыт работы с семьей показал, что особый интерес у родителей вызывает адаптационный период ребенка при поступлении в школу и при переходе в среднее звено. В этот период родителям предлагаются тематические консультации: «Роль семьи в период адаптации ребенка в школе». Не первый год используется такая форма работы с семьей, как родительское сочинение на тему «Мой ребенок в школе и дома». Ценность такой формы работы заключается в том, что выявляются индивидуальные особенности ребенка, семейные взаимоотношения, межличностные отношения ребенка в школе.

Что касается консультирования по запросу, то прежде чем разрешить заявленную проблему на консультации, что-то рекомендовать, изучается факт, который заставил родителей обратиться за помощью в психологическую службу: проводится беседа с классным руководителем, с друзьями, одноклассниками, обязательно посещение уроков, наблюдение за поведением ребенка во внеурочное время. Зачастую одной консультации бывает не достаточно, требуется продолжительная коррекция детско-родительских отношений.

2. Метод диагностического исследования для изучения ситуации при запросе. Обобщаются и анализируются сведения о семье: состав семьи, возраст родителей, род занятий, особенности взаимоотношений в семье, принятая родителями тактика воспитания ребенка, материальные и жилищные условия, интересы и увлечения ребенка. Анализируются сведения о положении ребенка в классе: характер взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, учебные трудности.

Для исследования используются тесты, анкеты, сочинения, беседы. Родителям интересно проводить самодиагностику: «Какие мы родители?», «Отношение родителей к ребенку», «Воспитание в семье». После проведения диагностического исследования у многих родителей возникает желание узнать результат и получить рекомендации.

После сбора информации проводится анализ запроса родителей. Одна из самых больших сложностей работы с запросом состоит в том, что он, как правило, не однозначен и имеет несколько уровней. Родители осознают поверхностный уровень своей проблемы, например, явные трудности во взаимоотношениях с близкими, а глубинный уровень — личностные особенности, которыми и вызваны эти трудности, не осознаются. Он-то и является проблемой, с которой предстоит работать психологу. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор методов углубленной диагностической работы базируются именно на адекватном понимании глубинного уровня в запросе. Если такого понимания нет, то работа идет не с самой проблемой ребенка, а лишь с ее внешними проявлениями.

3. Следующая форма работы с семьей — психологические занятия, тренинги. Для коррекции детско-родительских отношений младших подростков и их родителей разработана программа «Моя семья». Ее цель — привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачной линии родительского поведения, помощь родителям в понимании их роли и значении собственных педагогических усилий, пополнение навыков родительского искусства семейных взаимоотношений с ребенком. Наблюдения показывают, что когда родители получают возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, это способствует расширению взглядов на воспитание и его эффективность и ставит под сомнение свое представление о проблеме в отношениях с ребенком.

Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений — часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с ребенком. Поэтому им предлагается цикл тренинговых занятий. По рефлексии занятия можно отметить, что родитель, который принимал участие в игровом тренинге вместе с ребенком, начинает открывать для себя радость общения с ребенком. В своей работе мы стараемся познакомить родителей с основными средствами взаимоотношений с ребенком, например: каким образом повысить самооценку ребенка, предоставить ему возможность личностного роста; как научить лучше понимать своего ребенка, открыто и честно строить отношения с ним.

Тематика психологических занятий разнообразна: «Как помочь ребенку быть уверенным?», «Слушаем и слышим своего ребенка», «Учимся делать вместе общие дела», «Как научить ребенка выбирать и принимать решения?». Дискуссионные занятия — тренинги на тему: «Трудности в общении родителя с ребенком». Общение с ребенком (с учетом его возрастных особенностей) включает в себя игры, рисование, обсуждение фильмов, книг, музыки, дискуссии, ответы на вопросы, совместное решение проблемных задач, обмен мнениями. Все эти формы деятельности способствуют формированию партнерских взаимоотношений ребенка с родителем.

Тематические родительские собрания используются для проведения профилактической и просветительской работы с семьей. Тематика собраний: «Благополучие ребенка в семье, в школе», «Подростковый кризис», «Наркомания — смертельная игра», «Здоровье ребенка». Участие в таких собраниях совместно с педагогами принимают и специалисты: психолог, медицинский работник, социальный педагог, школьный инспектор. Такая форма работы с семьей способствует не только профилактике, распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы о семейном воспитании.

При использовании различных форм работы с семьей наблюдаются значительные изменения родительских позиций: родители стараются анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на своего ребенка в соответствии с его особенностями и конкретной ситуацией.

Есть факторы, препятствующие эффективной работе с родителями, — редкость и кратковременность родительского внимания, завышенные и нереалистичные ожидания от психолога: «Сделайте с ним что-нибудь, я больше не могу...». Родители — взрослые люди, которые имеют свои взгляды, например, отрицание возможности нового опыта: «Я и так все знаю».

Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получить взамен его улыбку и любовь, поэтому родители должны любить своих детей. Дети — цветы нашей жизни, а цветы, как известно, любят внимание, заботу, тепло.


СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом, часто лишается моральной поддержки знакомых и близких людей, нередко сталкивается с нездоровым интересом, агрессивной реакцией окружающих. Вследствие этого родители, прежде всего матери, начинают избегать контактов, замыкаются на собственных проблемах [2]. Хотя тенденции аутистического развития проявляются достаточно рано, родители долго находятся в состоянии неопределенности: лишь к 3—4 годам (а в ряде случаев и позже) врачи выставляют окончательный диагноз [3]. Необходимые рекомендации родители получают тогда, когда уже наработан и закреплен достаточно большой отрицательный опыт взаимодействия с ребенком, травматичный как для малыша, так и для близких. В наш Центр стали обращаться родители, воспитывающие детей с синдромом аутизма. Из бесед выяснилось, что после установления диагноза врачом, они находятся в постоянном поиске специалиста, который помог бы найти пути установления контакта и возможности развивать ребенка. Данная проблема привела нас к идее искать пути реабилитации ребенка в сотрудничестве с родителями.

Специфической особенностью ребенка с ранним детским аутизмом является потребность постоянства окружающей обстановки или твердое следование привычке. Поэтому родителям рекомендовалось четко выполнять режим дня. Пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий ребенка в течение дня (прием пищи, подготовка ко сну, сборы на прогулку, помощь маме и т. д.), оказывают в этом большую помощь. Раскроем некоторые аспекты данной работы.

Наукой доказано положительное влияние музыки на эмоциональную, психомоторную и сенсорную сферу человека, и мы решили использовать эту особенность музыки. Учитывая особенность аутичных детей — захваченность отдельными слуховыми впечатлениями, поглощенность однообразными действиями [1], мы решили основные режимные моменты оформлять музыкальным сопровождением. Были подобраны циклы музыкальных, мелодически законченных фрагментов, активизирующих (В. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной сюиты», А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года») и успокаивающих нервную систему ребенка (А. Вивальди «Зима», Ф. Шуберт «Аве-Мария»).

Включение музыкального сопровождения начиналось с очень тихой динамики, с небольшого количества тактов во фрагменте, по 3 минуты; по мере привыкания ребенка громкость и продолжительность фрагмента увеличивалась до 6—15 минут. Бодрая музыка использовалась на занятиях во время динамических пауз, спокойная сопровождала другие этапы занятия (рисование, игру). По нашей рекомендации, дома активная музыка сопровождала бодрствование ребенка (в таком же динамическом режиме, как и на коррекционном занятии), спокойная — во время приема пищи, при отходе ко сну. Родители отмечали, что по мере привыкания ребенок самостоятельно и равномерно работал столовым прибором при приеме пищи, а во время укладывания в постель ребенок спокойно, в такт музыки ритмично похлопывал по подушке, что облегчало его самостоятельное засыпание. Родители переставали укачивать ребенка.

Следующим аспектом работы с аутичным ребенком были сенсорные игры. Основная цель этих игр — дать ребенку новые ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные [4]. Целесообразность таких игр основывается на утверждении исследователей о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для аутичного ребенка особую значимость и носит коррекционную направленность [2]. Все происходящее в игре должно сопровождаться четкими просьбами-инструкциями, комментариями, здесь обязательны совместные действия взрослого и ребенка.

Больше всего полюбились детям игры с водой — переливание, брызгание водой, заполнение емкостей разного размера, купание игрушки (рыбки, уточки), запуск кораблика. Для формирования социально-бытовых навыков полезно мыть кукольную посуду. В процессе игры с водой формируются гигиенические навыки.

Используя в игре краски, мы поочередно разводили их в воде, в ёмкостях разного размера. Обычно ребенок заворожено следил за тем, как «облачко» краски растворяется в воде, затем самостоятельно воспроизводил действия, смешивал различные краски в одном стакане.

Рисование красками с помощью кисточки, штампов, а особенно рисование пальцами нравится ребенку, кроме того, помогает снять излишнее мышечное напряжение. Следует отметить, что первое прикосновение краски к пальчику или ладони ребенка чаще вызывало негативную реакцию, но после того, как ребенок обнаруживал, какой след оставляет ладошка или пальчик на листе бумаги, самостоятельно брал ее пальчиком и рисовал на бумаге, например, дождик. Мы сопровождали его движения произнесением слова «кап-кап-кап». Через несколько занятий ребенок воспроизвел эти слова. В процессе рисования происходило знакомство ребенка с цветом, а с понятием величины ребенок знакомился в процессе использования стаканчиков разного размера.

Интересны для ребенка игры с крупами: пересыпание крупы в различные емкости, погружение в крупу рук, смешивание разных круп, их сортировка. Дома эту игру родители повторяли на кухне, и игра заканчивалась приготовлением каши. В домашних условиях понравившиеся ребенку игры повторялись по несколько раз, чтобы ребенок мог освоиться в своих новых ощущениях.

Достаточную помощь в установлении контакта ребенка с родителями оказало семейное чтение и обсуждение сказок. Ребенок самостоятельно приносил книгу родителям, забирался на колени к маме или папе и начинал равномерно перелистывать страницы. На лицах ребенка и родителей чаще стали появляться улыбки.

Таким образом, некоторые реабилитационные цели, поставленные нами совместно с родителями детей, были достигнуты. Следует отметить, что в семьях, где занятия с ребенком проводились в системе, где родители старались аккуратно и регулярно выполнять рекомендации, выработанные совместно с педагогом, новообразования ребенка закреплялись, что позволяло перейти на более высокую ступеньку развития. Если родители по каким-то причинам прерывали сотрудничество, полученные ребенком навыки исчезали бесследно.

Хотелось бы, чтобы проведенная нами практическая работа, которая дала положительные результаты, прошла апробацию в коррекционных учреждениях для подтверждения правильности направления в реабилитации аутичного ребенка.

Среда, 27.11.2024, 01:45
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Счетчик посещений
счетчик посещений
Наш опрос
Оцените мой сайт
Отлично
Хорошо
Неплохо
Плохо
Ужасно
Смотреть Результаты
Статистика
Форма входа
Полезные ссылки
  • Портал "Детский психолог"
  • Психологический проект "Игры и игрушки"
  • Психологический центр "Адалин"
  • Детская психология для родителей
  • Дефектолог.ru
  • Раннее развитие детей
  • Детский портал "Солнышко"
  • Детская психология, воспитание.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz