С СЕМЬЕЙ
Семья — главный источник воспитания ребенка, именно в семье закладываются основы его личности.
Опыт работы показывает, что современные родители, воспитывая своих детей в семье, все больше нуждаются в психологической помощи. Это подтверждает возрастающее количество запросов, поступающих от родителей в психологическую службу. Оказание психологической помощи важно не только для родителей детей неблагополучных семей и семей «группы риска». Она необходима и благополучным семьям. Многие родители хотят знать, как лучше воспитывать своих детей, им нужны методы и средства. Они желают использовать различные приемы для снятия психоэмоционального напряжения на доступном для них уровне.
Взаимодействие психологической службы с семьей осуществляется по нескольким направлениям: консультирование, профилактика, просвещение, диагностика, психологические занятия и тренинги.
1. Консультирование — необходимая форма работы с семьей. Консультирование проводится в двух вариантах — тематическое и по запросу родителей. Родители с разными проблемами приходят за помощью в психологическую службу: плохая успеваемость в школе; делинквентное поведение; жалобы на то, что ребенок много времени проводит у телевизора, за компьютером; низкая познавательная активность; снижение мотивации и т. д. Консультации помогают узнать ближе жизнь ребенка, семьи, оказать помощь там, где она больше всего необходима, дает возможность родителям серьезно присмотреться к своим детям, выявить индивидуальные черты характера, задуматься, какими путями воспитывать ребенка.
Материал для тематических консультаций подготавливается, исходя из актуальных интересов родителей. Особым успехом среди родителей пользуются следующие темы: «Агрессивное поведение подростка», «Борьба за внимание», «Зависимость от телевизора, компьютера, игрового автомата», «Межличностные отношения в школе», «Конфликтные ситуации в школе и дома» и т. д.
Опыт работы с семьей показал, что особый интерес у родителей вызывает адаптационный период ребенка при поступлении в школу и при переходе в среднее звено. В этот период родителям предлагаются тематические консультации: «Роль семьи в период адаптации ребенка в школе». Не первый год используется такая форма работы с семьей, как родительское сочинение на тему «Мой ребенок в школе и дома». Ценность такой формы работы заключается в том, что выявляются индивидуальные особенности ребенка, семейные взаимоотношения, межличностные отношения ребенка в школе.
Что касается консультирования по запросу, то прежде чем разрешить заявленную проблему на консультации, что-то рекомендовать, изучается факт, который заставил родителей обратиться за помощью в психологическую службу: проводится беседа с классным руководителем, с друзьями, одноклассниками, обязательно посещение уроков, наблюдение за поведением ребенка во внеурочное время. Зачастую одной консультации бывает не достаточно, требуется продолжительная коррекция детско-родительских отношений.
2. Метод диагностического исследования для изучения ситуации при запросе. Обобщаются и анализируются сведения о семье: состав семьи, возраст родителей, род занятий, особенности взаимоотношений в семье, принятая родителями тактика воспитания ребенка, материальные и жилищные условия, интересы и увлечения ребенка. Анализируются сведения о положении ребенка в классе: характер взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, учебные трудности.
Для исследования используются тесты, анкеты, сочинения, беседы. Родителям интересно проводить самодиагностику: «Какие мы родители?», «Отношение родителей к ребенку», «Воспитание в семье». После проведения диагностического исследования у многих родителей возникает желание узнать результат и получить рекомендации.
После сбора информации проводится анализ запроса родителей. Одна из самых больших сложностей работы с запросом состоит в том, что он, как правило, не однозначен и имеет несколько уровней. Родители осознают поверхностный уровень своей проблемы, например, явные трудности во взаимоотношениях с близкими, а глубинный уровень — личностные особенности, которыми и вызваны эти трудности, не осознаются. Он-то и является проблемой, с которой предстоит работать психологу. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор методов углубленной диагностической работы базируются именно на адекватном понимании глубинного уровня в запросе. Если такого понимания нет, то работа идет не с самой проблемой ребенка, а лишь с ее внешними проявлениями.
3. Следующая форма работы с семьей — психологические занятия, тренинги. Для коррекции детско-родительских отношений младших подростков и их родителей разработана программа «Моя семья». Ее цель — привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачной линии родительского поведения, помощь родителям в понимании их роли и значении собственных педагогических усилий, пополнение навыков родительского искусства семейных взаимоотношений с ребенком. Наблюдения показывают, что когда родители получают возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, это способствует расширению взглядов на воспитание и его эффективность и ставит под сомнение свое представление о проблеме в отношениях с ребенком.
Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений — часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с ребенком. Поэтому им предлагается цикл тренинговых занятий. По рефлексии занятия можно отметить, что родитель, который принимал участие в игровом тренинге вместе с ребенком, начинает открывать для себя радость общения с ребенком. В своей работе мы стараемся познакомить родителей с основными средствами взаимоотношений с ребенком, например: каким образом повысить самооценку ребенка, предоставить ему возможность личностного роста; как научить лучше понимать своего ребенка, открыто и честно строить отношения с ним.
Тематика психологических занятий разнообразна: «Как помочь ребенку быть уверенным?», «Слушаем и слышим своего ребенка», «Учимся делать вместе общие дела», «Как научить ребенка выбирать и принимать решения?». Дискуссионные занятия — тренинги на тему: «Трудности в общении родителя с ребенком». Общение с ребенком (с учетом его возрастных особенностей) включает в себя игры, рисование, обсуждение фильмов, книг, музыки, дискуссии, ответы на вопросы, совместное решение проблемных задач, обмен мнениями. Все эти формы деятельности способствуют формированию партнерских взаимоотношений ребенка с родителем.
Тематические родительские собрания используются для проведения профилактической и просветительской работы с семьей. Тематика собраний: «Благополучие ребенка в семье, в школе», «Подростковый кризис», «Наркомания — смертельная игра», «Здоровье ребенка». Участие в таких собраниях совместно с педагогами принимают и специалисты: психолог, медицинский работник, социальный педагог, школьный инспектор. Такая форма работы с семьей способствует не только профилактике, распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы о семейном воспитании.
При использовании различных форм работы с семьей наблюдаются значительные изменения родительских позиций: родители стараются анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на своего ребенка в соответствии с его особенностями и конкретной ситуацией.
Есть факторы, препятствующие эффективной работе с родителями, — редкость и кратковременность родительского внимания, завышенные и нереалистичные ожидания от психолога: «Сделайте с ним что-нибудь, я больше не могу...». Родители — взрослые люди, которые имеют свои взгляды, например, отрицание возможности нового опыта: «Я и так все знаю».
Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получить взамен его улыбку и любовь, поэтому родители должны любить своих детей. Дети — цветы нашей жизни, а цветы, как известно, любят внимание, заботу, тепло.
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом, часто лишается моральной поддержки знакомых и близких людей, нередко сталкивается с нездоровым интересом, агрессивной реакцией окружающих. Вследствие этого родители, прежде всего матери, начинают избегать контактов, замыкаются на собственных проблемах [2]. Хотя тенденции аутистического развития проявляются достаточно рано, родители долго находятся в состоянии неопределенности: лишь к
Специфической особенностью ребенка с ранним детским аутизмом является потребность постоянства окружающей обстановки или твердое следование привычке. Поэтому родителям рекомендовалось четко выполнять режим дня. Пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий ребенка в течение дня (прием пищи, подготовка ко сну, сборы на прогулку, помощь маме и т. д.), оказывают в этом большую помощь. Раскроем некоторые аспекты данной работы.
Наукой доказано положительное влияние музыки на эмоциональную, психомоторную и сенсорную сферу человека, и мы решили использовать эту особенность музыки. Учитывая особенность аутичных детей — захваченность отдельными слуховыми впечатлениями, поглощенность однообразными действиями [1], мы решили основные режимные моменты оформлять музыкальным сопровождением. Были подобраны циклы музыкальных, мелодически законченных фрагментов, активизирующих (В. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной сюиты», А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года») и успокаивающих нервную систему ребенка (А. Вивальди «Зима», Ф. Шуберт «Аве-Мария»).
Включение музыкального сопровождения начиналось с очень тихой динамики, с небольшого количества тактов во фрагменте, по 3 минуты; по мере привыкания ребенка громкость и продолжительность фрагмента увеличивалась до
Следующим аспектом работы с аутичным ребенком были сенсорные игры. Основная цель этих игр — дать ребенку новые ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные [4]. Целесообразность таких игр основывается на утверждении исследователей о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для аутичного ребенка особую значимость и носит коррекционную направленность [2]. Все происходящее в игре должно сопровождаться четкими просьбами-инструкциями, комментариями, здесь обязательны совместные действия взрослого и ребенка.
Больше всего полюбились детям игры с водой — переливание, брызгание водой, заполнение емкостей разного размера, купание игрушки (рыбки, уточки), запуск кораблика. Для формирования социально-бытовых навыков полезно мыть кукольную посуду. В процессе игры с водой формируются гигиенические навыки.
Используя в игре краски, мы поочередно разводили их в воде, в ёмкостях разного размера. Обычно ребенок заворожено следил за тем, как «облачко» краски растворяется в воде, затем самостоятельно воспроизводил действия, смешивал различные краски в одном стакане.
Рисование красками с помощью кисточки, штампов, а особенно рисование пальцами нравится ребенку, кроме того, помогает снять излишнее мышечное напряжение. Следует отметить, что первое прикосновение краски к пальчику или ладони ребенка чаще вызывало негативную реакцию, но после того, как ребенок обнаруживал, какой след оставляет ладошка или пальчик на листе бумаги, самостоятельно брал ее пальчиком и рисовал на бумаге, например, дождик. Мы сопровождали его движения произнесением слова «кап-кап-кап». Через несколько занятий ребенок воспроизвел эти слова. В процессе рисования происходило знакомство ребенка с цветом, а с понятием величины ребенок знакомился в процессе использования стаканчиков разного размера.
Интересны для ребенка игры с крупами: пересыпание крупы в различные емкости, погружение в крупу рук, смешивание разных круп, их сортировка. Дома эту игру родители повторяли на кухне, и игра заканчивалась приготовлением каши. В домашних условиях понравившиеся ребенку игры повторялись по несколько раз, чтобы ребенок мог освоиться в своих новых ощущениях.
Достаточную помощь в установлении контакта ребенка с родителями оказало семейное чтение и обсуждение сказок. Ребенок самостоятельно приносил книгу родителям, забирался на колени к маме или папе и начинал равномерно перелистывать страницы. На лицах ребенка и родителей чаще стали появляться улыбки.
Таким образом, некоторые реабилитационные цели, поставленные нами совместно с родителями детей, были достигнуты. Следует отметить, что в семьях, где занятия с ребенком проводились в системе, где родители старались аккуратно и регулярно выполнять рекомендации, выработанные совместно с педагогом, новообразования ребенка закреплялись, что позволяло перейти на более высокую ступеньку развития. Если родители по каким-то причинам прерывали сотрудничество, полученные ребенком навыки исчезали бесследно.
Хотелось бы, чтобы проведенная нами практическая работа, которая дала положительные результаты, прошла апробацию в коррекционных учреждениях для подтверждения правильности направления в реабилитации аутичного ребенка.