Советы родителям дошкольников
как надо вести себя с маленьким лгунишкой
●
Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.
●
Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.
●
Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы,
ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована во лжи?
●
Постарайтесь определить, какая эта ложь: ложь-нападение, ложь-защита,
ложь-поплавок, ложь-фантазия, ложь во спасение, ложь-соломинка?
●
Как только вам покажется, вы нашли возможную причину лжи, постарайтесь
действовать и помогать ребенку. Постарайтесь объяснить ребенку, что следует за
ложью и почему необходима честность. Расскажите ему история о том, к чему
приводит ложь и сколько может доставить неприятностей.
●
Учите его говорить любую правду.
●
Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной
самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу.
●
Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в вашей семье.
●
Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть
только возрастными. Дела – посильные.
●
Не опекайте ребенка чрезмерно.
●
Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские
отношения и, если надо, прекратите их.
●
Когда малыш копирует своей ложью вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы
научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.
● Запомните, что маленький лгунишка – большой
психолог. И потому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом
деле вы относитесь к нему.
как надо вести себя с ребенком,
который берет чужое
Как
только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не
значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том
смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные
от наших.
Ребенок
не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще
не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не
зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо
своевременно раскрыть ему их смысл.
●
Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.
●
Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно
она не была скрыта.
●
Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать
нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что
он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его
любимую игрушку или вещь.
●
Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это
так, чтобы малыш не чувствовал позора.
●
Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его
только тогда, когда получит на это разрешение.
●
Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.
●
Учите малыша ответственности за собственное поведение.
●
Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его
психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.
●
Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.
Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения
от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом
в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.
как надо вести себя с застенчивым ребенком
●
Быть очень деликатным с ним.
●
Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно
заставляя его проявлять активность.
●
Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным и независимым от вас.
●
Гасите тревогу по любому поводу.
●
Повышайте уровень его самооценки.
●
Учите, чтобы он уважал себя.
●
Хвалите его и делайте ему комплименты.
●
Формируйте уверенность в себе.
●
Помогите найти ему все то, что в чем он превосходит своих сверстников, и этой
сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех
недостатков.
●
Учите ребенка идти на разумный риск, уметь стойко переносить поражения.
●
Тренируйте с ним навыки общения со сверстниками и взрослыми.
●
Любыми способами поощряйте его игры со сверстниками.
●
Помогите ему найти такого друга, который защищал его в среде сверстников.
●
Не создавайте такие ситуации, в которых он бы ощущал себя неполноценным и был
объектом даже самых невинных шуток и насмешек.
●
Будьте нежными с ним.
●
Сочувствуйте ему.
●
Поддерживайте его.
● Следите за тем, чтобы между вами и вашим ребенком
было полное доверие.
как надо вести себя с ребенком,
испытывающим страх
●
Первым делом выясните причину страха.
●
При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет
непроизвольный, неосознанный характер.
●
Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой.
Поэтому словесные убеждения неэффективны.
●
Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно
может угрожать опасность).
●
Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и
противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна,
которого боится).
●
Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.
●
Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу,
откройте двери, побудьте рядом с ним.
●
Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую
игрушку.
●
В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх
при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».
●
Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное
показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок
боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой
собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш
убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы
после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.
● Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.