Сайт психолога ГОУ Д/с №1274
 Готовность к школе

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НУЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ
ВЕДУЩУЮ РУКУ

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 
4—5 лет. Начиная с 16—20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4—5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4–5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.
Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей
6–7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО УХА,
ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА, ВЕДУЩЕЙ НОГИ

Помимо ведущей руки, полную картину Вы можете получить, определив ведущий глаз, ухо и нижнюю конечность своего ребенка.

Выявление ведущего глаза

Ребенку предлагают расположить на расстоянии вытянутой руки лист бумаги с небольшим отверстием. Сквозь отверстие в листе необходимо рассмотреть какой-либо предмет (расстояние до которого 1–2 метра). Затем ребенку предлагается, не теряя из поля зрения предмет, приблизить лист бумаги к глазу и рассмотреть предмет через отверстие. Ведущим является тот глаз, который ребенок будет использовать чаще при неоднократном повторении пробы. Лист бумаги для этого тест можно так же просто свернуть трубочкой.

Кроме того, можно предложить ребенку обычный калейдоскоп. То, каким глазом он воспользуется тоже показательно.

Выявление ведущего уха

Перед ребенком, сидящим за столом расположите часы. Задание следующее: не дотрагиваясь до часов определить, работают ли они. Ухо, которым ребенок будет чаще пользоваться, является ведущим. (Часов для пробы желательно иметь несколько — работающих и неработающих).

Выявление ведущей ноги

Та нога, с которой ребенок чаще начинает движение при беге, прыжках через скакалку и т. п. является ведущей.

Утверждать что ребенок левша можно только в ситуации, когда ведущими являются и левая рука, нога, глаз и ухо. В таком случае, скорее всего, ведет правое полушарие. Если ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, но в остальном ведет правый из парных органов, говорят о леворукости и не более.

Тип мыслительной деятельности в зависимости от ведущей руки, глаза и уха

1. Правая рука, правый глаз и правое ухо — левополушарник, «мыслитель».
2. Правая рука, левый глаз, левое ухо — правополушарники, «художники».
3. Правая рука, левый глаз, правое ухо; правая рука, правый глаз, левое ухо — смешанный тип.
4. Леворукие дети относятся к особой группе. Они ярко выраженные правополушарники.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ РУКОСТИ

При проведении этих «тестов» важно помнить несколько правил, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты:

1. Ребенку не следует знать, с какой целью родители затеяли эти занятия. В противном случае существует вероятность того, что малыш будет неосознанно или осознанно (в случае, если его предпочтения при выборе ведущей руки вызывают у родителей тревогу, о которой ему известно) стремиться действовать не той рукой, которой ему удобно действовать.

2. Чем младше ребенок, тем более желательно организовать «тестирование» в форме игры. Для более старшего ребенка можно предложить эти упражнения как элементы утренней зарядки.

3. Не демонстрируйте действия, иначе ребенок может просто повторить за вами, ориентируясь на вашу ведущую руку.

4. Каждую из проб желательно провести несколько раз. Надо помнить, что результаты данных тесно не абсолютны. Они чаще всего верны, но не дают 100% гарантии.

5. Возможен также вариант, когда ребенок с одинаковой частотой и одинаково успешно использует и левую, и правую руку. В таком случае дети, зачастую, сами определяются, для каких действий какую руку им удобнее использовать. Рисовать ребенок может левой, а писать — правой. Эту особенность важно учитывать и предупреждать о ней всех специалистов, которые будут работать с ребенком.

Пятница, 26.04.2024, 09:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Счетчик посещений
счетчик посещений
Наш опрос
Оцените мой сайт
Отлично
Хорошо
Неплохо
Плохо
Ужасно
Смотреть Результаты
Статистика
Форма входа
Полезные ссылки
  • Портал "Детский психолог"
  • Психологический проект "Игры и игрушки"
  • Психологический центр "Адалин"
  • Детская психология для родителей
  • Дефектолог.ru
  • Раннее развитие детей
  • Детский портал "Солнышко"
  • Детская психология, воспитание.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz