Сайт психолога ГОУ Д/с №1274
 Помощь психолога

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

 

Все психические процессы тесно связаны между собой, поэтому при выполнении предлагаемых заданий, направленных на формирование восприятия, внимания, памяти, развиваются и умственные способности детей.

Занимаясь с ребенком, ставьте перед ним задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие к активизации знаний, умений, прошлого опыта. Не давайте готовых ответов, помогайте в поисках способов действия. Учите планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Побуждайте к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны загадки, головоломки, лото, домино, занимательные задачи, разные картинки, мозаика.

Дело в том, что ребенку наиболее доступны задания, при решении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Однако ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представить себе объекты и их преобразование, т.е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их обра-зами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребенка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, ролевыми играми («Школа», «Больница», «Гараж», «Корабль» и т.п.), инсценированием сказок и т.д.

Педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать помощь своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д.

 

Например, нужно выбрать правильный ответ:

1. У сапога всегда есть... 

 

2. В теплых краях живет... 

3. В году...

 

4. Месяц зимы – это...

5. У дерева всегда есть...

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев.

сентябрь, август, февраль, март, ноябрь.

 листья, цветы, плоды, корень, пень.

 

Что здесь лишнее?

 

1. Река, озеро, парк, море, пруд.

2. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

3. Тополь, береза, сирень, липа, осина.

4. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

5. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

Как это назвать?

 

1. Окунь, карась – ...

2. Метла, лопата – ...

3. Лето, зима – ...

4. Слон, муравей – ...

5. Дерево, цветок – ...

 

 

Подбери по примеру:

 

1. Огурец                                    гвоздика

    овощ               сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Учитель                                   врач

    ученик            очки, больница, палата, больной, лекарство

3. Машина                                   лодка

    мотор              река, маяк, парус, волна, берег

4. Стул                                         игла

    деревянный    острая, тонкая, блестящая

5. Темный                                   мокрый

    светлый           солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 

Подобные занятия развивают не только мышление, но и внимание, память, пространственное представление, воображение, благодаря им вырабатываются усидчивость, самостоятельность, это в свою очередь ведет к тому, что у ребенка появляется интерес к работе, формируются мотивы деятельности.

Не надо стараться «натренировать» ребенка: работать надо над пониманием материала.


 

Логический ряд

Цели:

1. Развивать мышление, память.

2. Учить этикету содержательной дискуссии.

3. Учить работать в парах, группах.

Оборудование: тетради, карандаши, ручки.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Игра «Продолжи ряд».

– Давайте попробуем составить задачку вот по этой картинке: «У человека день рождения, ему дарят шарики. Вот у него уже три шара. Сейчас придет следующий гость, и у него будет четыре. Нет не 4, а только 2». Как же составить задачу?

Фигурки нарисованы слева и справа. Нам нужно вставить в пропущенную клетку фигурку. Какую фигурку можно вставить? (Покажите номер фигурки.) Как узнать, кто прав? Нужно доказать.

– Почему вы так думаете?

III. Работа в группах по трое.

Детям дается задание на листках. Надо карандашом отметить недостающую картинку. Есть ловушка, ее отметить знаком «Л».

IV. Общее обсуждение результатов.

– Вы со мной согласны? Нет? Почему? (На пальцах показывают номер картинки.)

– А как еще можно доказать ту же самую мысль?

V. Игра «Угадать движение».

На доске три задачи: Л (легкая), С (средняя), Т (трудная).

Необходимо выполнить четыре движения утренней зарядки: двигаются либо руки, либо ноги, либо туловище. Нужно угадать третье движение и показать классу все четыре движения. (Раз – два – три – четыре). 5 минут на подготовку.

1. Выбрать задачу.

2. Найти пропущенное движение.

3. Показать все 4 движения.

Группа показывает, остальные – судьи: на пальцах показывают оценку за точность выполнения.

VI. Игра «Это мой нос». (Если останется время.)

VII. Игра «Продолжи ряд».

VIII. Итоги. Оценки.

– За что будем оценивать наш урок?

Домашнее задание: составить небольшой рассказ «Мои желания».


 

Пространственная ориентация

 

Цель: развитие пространственной ориентации.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети. Вы уже знаете, как здороваются настоящие школьники. Садитесь. Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии. Давайте подумаем, что нам нужно для того, чтобы провести это занятие хорошо? (Слушать учителя и друг друга, не шуметь, не выкрикивать, не повторять ответов других детей, быть внимательными, думать, прежде чем говорить.)

– Ну а для начала, чтобы нам хорошо думалось, давайте сделаем гимнастику для мозга. (Брейн-Джим.)

– Теперь пусть каждый подумает и скажет, как зовут его соседа по парте? Вы уже здоровались друг с другом сегодня? А зачем люди здороваются? (Желают здоровья друг другу.)

II. Введение нового материала.

– Ну вот мы поздоровались, теперь можно дальше готовиться, чтобы стать настоящими школьниками. Давайте вспомним, где находятся стороны и углы. Я говорю, а вы показываете. (Вытягивают руки.)

Давайте поиграем в игру «Муха».

Муха будет ползать по клеткам, а куда ей ползти – будете говорить вы (стороны, углы).

III. Игра «Попутчик».

– Когда идешь по дороге не один, то дорога – путь – кажется короче. Чем больше попутчиков, тем веселее дорога и короче путь. Играют двое и по очереди выбирают себе попутчиков.

IV. Игра «Ниточка и иголочка».

У с л о в и я   и г р ы:

Выбирается иголочка. Она встает.

1-й звонок – ниточка вдевается в иголочку. (Один ребенок присоединяет к себе того, чье имя запомнил и т. д.).

2-й звонок – иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе.

3-й звонок – все садятся по местам.

– Мы «сошьем» всех ребят в дружную группу.

V. Итоги.

– Что мы сегодня делали, во что играли? Нарисуйте свое настроение.

Четверг, 28.03.2024, 17:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Счетчик посещений
счетчик посещений
Наш опрос
Оцените мой сайт
Отлично
Хорошо
Неплохо
Плохо
Ужасно
Смотреть Результаты
Статистика
Форма входа
Полезные ссылки
  • Портал "Детский психолог"
  • Психологический проект "Игры и игрушки"
  • Психологический центр "Адалин"
  • Детская психология для родителей
  • Дефектолог.ru
  • Раннее развитие детей
  • Детский портал "Солнышко"
  • Детская психология, воспитание.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz