Все психические процессы тесно связаны
между собой, поэтому при выполнении предлагаемых заданий, направленных на
формирование восприятия, внимания, памяти, развиваются и умственные способности
детей.
Занимаясь с ребенком, ставьте перед ним
задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации,
побуждающие к активизации знаний, умений, прошлого опыта. Не давайте готовых
ответов, помогайте в поисках способов действия. Учите планировать свою работу,
обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Побуждайте к творческой
деятельности. Для развития этих качеств полезны загадки, головоломки, лото,
домино, занимательные задачи, разные картинки, мозаика.
Дело в том, что ребенку наиболее
доступны задания, при решении которых он может действовать с предметами. Такие
задания развивают наглядно-действенное мышление. Однако ему очень полезны
упражнения, в основе которых лежит умение представить себе объекты и их
преобразование, т.е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их
обра-зами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию
наглядно-образного мышления ребенка способствуют занятия рисованием, лепкой,
конструированием, ролевыми играми («Школа», «Больница», «Гараж», «Корабль» и
т.п.), инсценированием сказок и т.д.
Педагоги развивают мышление учащихся,
поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным
словесно-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать помощь
своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д.
Подобные занятия развивают не только
мышление, но и внимание, память, пространственное представление, воображение,
благодаря им вырабатываются усидчивость, самостоятельность, это в свою очередь
ведет к тому, что у ребенка появляется интерес к работе, формируются мотивы
деятельности.
Не надо стараться «натренировать» ребенка: работать
надо над пониманием материала.
Логический ряд
Цели:
1. Развивать
мышление, память.
2. Учить этикету
содержательной дискуссии.
3. Учить
работать в парах, группах.
Оборудование: тетради,
карандаши, ручки.
Ход
занятия
I.
Организационный момент.
II. Игра
«Продолжи ряд».
–
Давайте попробуем составить задачку вот по этой картинке: «У человека день
рождения, ему дарят шарики. Вот у него уже три шара. Сейчас придет следующий
гость, и у него будет четыре. Нет не 4, а только 2». Как же составить задачу?
Фигурки
нарисованы слева и справа. Нам нужно вставить в пропущенную клетку фигурку.
Какую фигурку можно вставить? (Покажите номер фигурки.) Как узнать, кто
прав? Нужно доказать.
–
Почему вы так думаете?
III. Работа в
группах по трое.
Детям дается
задание на листках. Надо карандашом отметить недостающую картинку. Есть
ловушка, ее отметить знаком «Л».
IV. Общее
обсуждение результатов.
– Вы со мной
согласны? Нет? Почему? (На пальцах показывают номер картинки.)
– А как еще
можно доказать ту же самую мысль?
V. Игра «Угадать
движение».
На доске три
задачи: Л (легкая), С (средняя), Т (трудная).
Необходимо
выполнить четыре движения утренней зарядки: двигаются либо руки, либо ноги,
либо туловище. Нужно угадать третье движение и показать классу все четыре
движения. (Раз – два – три – четыре). 5 минут на подготовку.
1. Выбрать
задачу.
2. Найти
пропущенное движение.
3. Показать все
4 движения.
Группа
показывает, остальные – судьи: на пальцах показывают оценку за точность
выполнения.
VI. Игра «Это
мой нос».(Если останется время.)
VII. Игра
«Продолжи ряд».
VIII. Итоги.
Оценки.
– За что будем
оценивать наш урок?
Домашнее задание:
составить небольшой рассказ «Мои желания».
Пространственная ориентация
Цель: развитие
пространственной ориентации.
Ход
занятия
I.
Организационный момент.
–
Здравствуйте, дети. Вы уже знаете, как здороваются настоящие школьники.
Садитесь. Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии. Давайте подумаем,
что нам нужно для того, чтобы провести это занятие хорошо? (Слушать учителя
и друг друга, не шуметь, не выкрикивать, не повторять ответов других детей,
быть внимательными, думать, прежде чем говорить.)
–
Ну а для начала, чтобы нам хорошо думалось, давайте сделаем гимнастику для
мозга. (Брейн-Джим.)
–
Теперь пусть каждый подумает и скажет, как зовут его соседа по парте? Вы уже
здоровались друг с другом сегодня? А зачем люди здороваются? (Желают
здоровья друг другу.)
II.
Введение нового материала.
–
Ну вот мы поздоровались, теперь можно дальше готовиться, чтобы стать настоящими
школьниками. Давайте вспомним, где находятся стороны и углы. Я говорю, а вы
показываете. (Вытягивают руки.)
Давайте
поиграем в игру «Муха».
Муха
будет ползать по клеткам, а куда ей ползти – будете говорить вы (стороны,
углы).
III.
Игра «Попутчик».
–
Когда идешь по дороге не один, то дорога – путь – кажется короче. Чем больше
попутчиков, тем веселее дорога и короче путь. Играют двое и по очереди выбирают
себе попутчиков.
IV.
Игра «Ниточка и иголочка».
У
с л о в и яи г р ы:
Выбирается
иголочка. Она встает.
1-й
звонок – ниточка вдевается в иголочку. (Один ребенок присоединяет к себе того,
чье имя запомнил и т. д.).
2-й
звонок – иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе.
3-й
звонок – все садятся по местам.
–
Мы «сошьем» всех ребят в дружную группу.
V.
Итоги.
– Что мы сегодня делали, во что играли? Нарисуйте
свое настроение.