Сайт психолога ГОУ Д/с №1274
 Обучающие занятия
Как научить детей читать
Обучение письму




КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ?

Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными, умеющими ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать, что именно чтение в значительной мере способствует формированию этих качеств и во многом предопределяет результативность школьных занятий.
Когда же можно начинать обучать ребёнка чтению? Этот вопрос встает перед всеми родителями и решается по-разному. Одни родители начинают обучение очень рано. Другие уверены, что обучение чтению следует отложить до школы. Одни считают, что начинать надо тогда, когда ребёнок сам проявит интерес к буквам. Другие советуют показывать буквы лишь тогда, когда ребёнок уже научился выговаривать соответствующие звуки. Третьи рекомендуют предоставить дело обучения учителям, чтобы потом не пришлось переучивать.
Если у вас есть желание и возможность заниматься с ребёнком, лучше это начинать как можно раньше. В 4–5 лет учиться читать легче, чем в 6–7 лет. В шесть лет интерес к чтению приходится искусственно возбуждать.
Чем раньше ребёнок начнёт читать, тем лучше. Пусть он придёт в школу, уже умея читать. В этом случае он будет более любознательным и более эрудированным, будет быстрее и легче усваивать всё новое. Однако, работать над этим надо систематически и обязательно в том темпе, который доступен вашему ребёнку. Ни в коем случае не следует торопить его.
Вы сами решите, когда следует начинать. Главное, надо твёрдо усвоить, что очень многое в дальнейшей жизни ученика будет зависеть от того, как рано он приобщится к чтению.

1. С чего и как начинать обучение чтению
Возможности детского интеллекта поразительны. Память ребёнка велика по ёмкости и может принять большую информацию. В полтора-два года он начинает говорить и способен запоминать в день до десятка слов. Хорошо к этому времени (к 3 годам) иметь рассыпную азбуку из объёмных букв или карточки с написанными буквами, а лучше иметь 2 набора букв. Такие азбуки типа "Составь слово" есть в продаже, их можно изготовить из пенопласта или картона, закрасив лицевую сторону разными яркими красками. Различные по виду буквы нужны для того, чтобы быстрее происходило отвлечение от формы и цвета. Чтобы занятия были успешными, вам надо соблюдать следующие принципы:
- ребёнок должен понимать, что надо делать в каждом упражнении и сначала выполнять его мысленно, а потом практически;
- объём его внимания ограничен, поэтому надо ставить перед ребёнком только одну задачу;
- нагрузка в упражнениях должна быть максимальной. Например: ребёнок должен не просто узнавать букву, а делать это быстро;
- если Вашему ребёнку 4–5 лет, то упражнения (1–2) надо выполнять ежедневно, а если ребёнку 6–7 лет, выполняйте 3–4 упражнения, а читайте 15–20 минут.
Итак, начнём обучение. По одной или по две буквы показывайте ребёнку, правильно называя их и давая ему в руки:
а) ежедневно показывайте ребёнку новые буквы, последовательно от "а" до "я" весь алфавит;
б) читайте звук, а не название буквы. "Посмотри: это буква М (а не ЭМ), это буква Л (а не ЭЛ)".
Чтобы дети лучше запомнили букву, предложите ребёнку пофантазировать, на что буква похожа, составьте её из счётных палочек или вылепите из пластилина. Затем попросите ребёнка обвести букву по контуру и сказать, какой известный предмет она напоминает и выучите стихи о букве.
А – похожа на лесенку, шалаш.
А , как лесенка, стоит
Перед входом в алфавит.
(Г. Виеру)
Б – бочонок с краном.
Буква Б проснётся рано.
Буква Б бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
(В. Степанов)
В – трубка телефона, снеговик с метлой, очки.
Словно букву В, Алёна
Держит трубку телефона.
(В. Степанов)
Г – цапля на одной ноге, кочерга.
Г – схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
(А. Козловский)
Д – домик аккуратный, табуретка.
Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

Е — гребень, грабли.
Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.
(Г. Виеру)
Ё – лесенка с гвоздочками.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
(В. Степанов)
Ж – жук, снежинка.
Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
(С. Маршак)
З – замок висячий, цифра три.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
(С. Маршак)
И – калитка.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
(В. Степанов)
Й – калитка с птицей.
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
(Е. Тарлалан)
К – сигнальщик с флажками.
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он, как буква К.
(В. Степанов)
Л – палатка, шалаш.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
(В. Степанов)
М – качели.
Вот качели - буква M!
Здесь качаться можно всем.
(Е. Тарлапан)
Н – натянутая сетка или гамак.
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
(Е. Тарлапан)
О – колесо, луна, часы.
Буква О – луна и солнце,
И бочонок, и оконце,
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё!
(Е. Тарлапан)
П – похожа на ворота и турник.
Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник.
(Е. Тарлапан)
Р – похожа на топор, на мачте парус.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)
С – похожа на полумесяц, часть бублика.
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
(В. Степанов)
Т – похожа на антенну, молоток.
Молоток стучит: "Тук-тук.
Букве Т я старый друг".
(В. Степанов)
У – похожа на сучок.
У – сучок.
В любом лесу ты увидишь букву У.
(В. Степанов)
Ф – похожа на глаза филина.
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
(А. Шибаев)
X – похожа на вертушку.
X – забавная игрушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
(В. Степанов)
Ц – похожа на перевёрнутый стул, бачок с
краном.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
(В. Степанов)
Ч – похожа на четвёрку.
Да вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(В. Степанов)
Ш – похожа на вилы или перевёрнутую
табуретку.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
(Г. Виеру)
Щ – похожа на зубную щётку.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
(В. Степанов)
Ъ – похож на ковшик.
Зачерпнём воды ковшом,
Суп съедим, чайку попьём.
(Г. Виеру)
Ы – похожа на топор с поленом.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.
(В. Степанов)
Ь – похож на перевёрнутую букву Р.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
(В. Степанов)
Э – похожа на ласточку.
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
(В. Степанов)
Ю – похожа на О, прибитое к столбику.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
(Г. Виеру)
Я – похожа на хоккеиста.
Я сказала про себя:
»Хоккеист известный я».
Шайба прямо в цель летит:
Гол! Закончен алфавит.
(В. Степанов)

Когда вы познакомите ребёнка со всеми буквами, предложите ему ежедневно просматривать их, предварительно разложив их на столе. Научите его максимально быстро узнавать буквы, сначала проговаривая вслух, а потом "про себя".
Чтобы ребёнок лучше усвоил буквы, и повысилась скорость их узнавания при чтении, предложите ему самому указкой или карандашом показывать на одну из 4 букв и называть её в следующей последовательности: б – а, г – а, д – а, в – а, г — а и т. д. в течение 20–30 сек., постепенно увеличивая скорость узнавания. Затем берете за основу "б" и делаете то же: а – б, в – б, г – б, д – б, и последнюю "г": а – г, б – г, в – г, 2 – 3 мин. на все 4 буквы. Затем следующие 4 буквы, и так весь алфавит. Буквы, которые ребёнок медленно вспоминает, можно повторять несколько раз.

Упражнение 1. Сделайте набор букв из пенопласта или буквы для магнитной доски. Ребёнок показывает букву, вы её называете, а он обводит букву карандашом.

Упражнение 2. Дайте ребёнку книгу-сказку. И пусть ребёнок выкладывает слова из разрезной азбуки.

Упражнение 3. Дайте ребёнку счётные палочки или очищенные спички. Пусть ребёнок выкладывает из палочек буквы, а вы называйте букву. Затем поменяйтесь ролями.

Упражнение 4. "Нахождение буквы среди других".
Детям показывают рисунок, на котором хаотично изображены буквы, различающиеся между собой цветом, размером, шрифтом. Предлагается определить сколько на рисунке букв А, Б и т. д. Если на рисунке изображено только по одной букве алфавита, то можно предложить детям найти и показать все буквы от А до Я. А можно для этой игры использовать и те наборы букв, которые у вас есть. Только предложите ребёнку выйти из комнаты, а в это время расположите буквы хаотично. Затем ребёнок входит и отыскивает нужную букву. Можно поменяться ролями, и тогда вы будете находить буквы (сделайте ошибки – это доставит вашему ребёнку большое удовольствие, и он вас поправит).

Упражнение 5. Показывайте ребёнку предметы или игрушки вперемешку с буквами, а он будет их называть (игрушки и предметы подбирайте на эту же букву). Потом ребёнок показывает игрушки и буквы, а вы отгадываете их.
К трём годам ребёнок может знать все буквы и даже цифры. Однако у всех детей это происходит по-разному. Если ваш ребёнок усвоил буквы в 4 или 5 лет, то это очень хороший результат. Главное не пытайтесь форсировать этот процесс. В обучении детей 3–5 лет главным методом является игра. Чем она интереснее, тем; легче идёт обучение.
В это время ребёнок сознательно начинает знакомиться с иллюстрированными книжками, рассматривает в них рисунки, буквы, бессознательно выделяет первые звуки в словах.
Попробуем дать ему первоначальные понятия о буквах и звуках, объясним в чём их сходство и различие. Казалось бы буква "О" и звук "О" очень похожи, можно сказать, что это просто "О" и всё. Однако звук и буква – это совсем не одно и то же. Сравните слова: горка и гора. Буква "О" передает в них разные звуки [о, а].
Так как же их различать? И как объяснить это различие детям? Чем "делается" буква? Рукой с карандашом или ручкой. А чем "делаются" звуки речи? Ртом.
Воспринимается буква – глазами. Мы её видим. А звук – ушами. Звук мы слышим.
Можно ли услышать буквы? Нет. Буква глуха и нема. Но у неё есть название – имя, значит, её можно сказать и увидеть. Но сами буквы молчат.
А можно ли увидеть звуки? Нет! Звуки невидимы, их мы воспринимаем только на слух.
Если ребёнок через некоторое время усвоил, в чём состоит различие между буквами и звуками, можно начинать специально выделять отдельные звуки в словах.
Путь дошкольника к быстрому и свободному чтению лежит через игры в звуки и буквы. Чтение – это перевод букв в звучащую речь. И начинать надо с игр на интонационное выделение звуков в слове.

В выполнении этой задачи нам помогут игры-звукоподражания.
Игра 1.
Ты слышал, как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать так же – ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: "Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пирожками и мороЖЖЖеным."
Такие игры, как правило, очень нравятся детям. Сначала они повторяют за взрослым, а затем и самостоятельно находят слова со звуком Ж, выделяя его голосом.

Игра 2.
Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: "Я ВВВожу оВВВощи. А ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВо? ДаВВВай посореВВВнуемся – кто лучше заВВВодится. ВВВВВВВ..."

Игра 3.
Можно звукоподражательные игры проводить, читая детские стихи.
Выделение звука К.
Много разных есть ККлючей:
Ключ – родник среди ККамней,
ККлюч скрипичный, завитой,
И обычный ККлюч дверной.
Выделение звука Л.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Подлавку залезть было лень,
Искала булавку весь день...
Выделение звука Т.
Тигр – он страшный зверь, но всё же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам её боится.
Выделение звука С.
Слонёнок удивил ребят,
Слонёнок стал на самокат,
Немножко покатался –
И самокат сломался.
Выделение звука Р.
Роса искрится на траве.
Река струится в синеве.
Резвится рыбка на волне.
Рыбак рыбачит в тишине.
После того, как ребёнок научился усиливать и выделять отдельные звуки в звукоподражательных играх, можно начинать учиться выделять звуки в отдельных словах.

Игра "Кто больше"
1. Взрослый предлагает ребенку придумать слова, в которых звук [ а ] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
2. Назови имена людей, клички животных, в которых звук[ а ] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Бурёнка, кнопка).
3. Вспомни слова о зиме со звуком [ а ] (зима, горка, сосулька, санки, варежки), без звука [ а ] (Дед Мороз, лёд, лыжи, холод, снег, коньки).
4. Перечисли месяцы года, в которых есть звук [ а ] (январь, февраль, март, апрель, май, август).
Такую же игру можно проводить с любым звуком. Например:
1. Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [ л ] (кукла, клоун, лягушка).
2. Подбери слова, начинающиеся на последний звук слова стол.
3. В домик надо поселить животных: зайца, кенгуру, ёжика, лошадь, овцу, зебру, лося, белку, волка, козу. Под одну крышу могут попасть только животные, в названии которых есть звук [ л ].
4. Придумайте слова, оканчивающиеся на ль (соль, моль, даль, быль, пыль, щель, роль).

Игра "Кто внимательный"
1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р).
2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с).
3. Хлопни в ладоши, если услышишь «у в словах: яблоко,
ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.
4. Назови предметы, которые можно погрузить на корабль: в их названии должен быть звук [ у ] (утюги, ружья, ульи, утки, груши и т. д.).

Игра в слова
Взрослый: Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука.
Взрослый: Слон.
Ребёнок: Нос.
Взрослый: Окно, правильно?
Ребёнок: Нет, у меня был нос, последний звук С. Игра продолжается дальше.
Но если ваш ребёнок никак не может усвоить правила игры, возьмите кубики с нарисованными словами и расположите их так, чтобы следующий кубик начинался на последнюю букву. Арбуз – зонт, топор, рак, ключ, чайник.

Игра "С какого звука начинается слово?"
Взрослый говорит: "Буратино скоро пойдёт в школу, а сегодня он пришел к тебе в гости, чтобы узнать с какого звука начинается его имя". Ребёнок определяет. Тогда взрослый предлагает вспомнить слова, начинающиеся на звук [ б ]. Потом ребёнок определяет, на какой звук начинаются имена членов его семьи и его имя.

Игра "Магазин"
На "прилавке" расположены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. д. "Продавец" – взрослый. Ребёнок приводит в магазин "покупателей" – это куклы к игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец продаёт товар только в том случае, если покупатель правильно назовёт первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Так, например:
Продавец: Мишка, что ты выбрал себе?
Мишка (ребёнок): Я хочу купить конфеты.
Продавец: За конфету надо заплатить первым звуком этого слова. Спой его.
Мишка: КК.
Продавец: Правильно, молодец, можешь забрать конфету.
Если ребёнок затрудняется ответить за игрушку, то взрослый берёт другую игрушку и подсказывает первую букву.
В следующий раз можно поменяться ролями: ребёнок станет продавцом, а взрослый будет отвечать за покупателей.
Удобны и полезны для работы со звуками и скороговорки. Только применять их лучше в игровой форме. Их могут "произносить" или игрушки, или диктор по радио, или ещё кто-то.
Можно порекомендовать такой набор скороговорок.

Алёша Ульяне
Сигнал подаёт.
Ульяна услышит –
Алёшу найдет.

Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

Жужжит жужелица,
жужжит, кружится.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Соня Зине
Принесла бузину в корзине.

Кошка-крошка на окошке.
Кашку кушала по крошке.

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Мед в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.



Обучение письму дошкольников
Речь пойдет о занятиях обучения письму, действительно, самых трудных. Даже 7–8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних и подавно.
Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».
Поэтому наша задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
– укрепление руки, улучшение координации движений;
– усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
– совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
– умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
– поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
– снижение психологической нагрузки ребенка;
– написание элементов букв и в неполном объеме самих букв, а на заключительном этапе – буквосочетаний и простых по написанию слов.
Занятия проводятся по группам не дифференцированно по сложности заданий. Занятия условно можно разделить на два этапа: работа в альбомах (рисование штриха), работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе.


ВВЕРХ
Среда, 17.04.2024, 01:51
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Счетчик посещений
счетчик посещений
Наш опрос
Оцените мой сайт
Отлично
Хорошо
Неплохо
Плохо
Ужасно
Смотреть Результаты
Статистика
Форма входа
Полезные ссылки
  • Портал "Детский психолог"
  • Психологический проект "Игры и игрушки"
  • Психологический центр "Адалин"
  • Детская психология для родителей
  • Дефектолог.ru
  • Раннее развитие детей
  • Детский портал "Солнышко"
  • Детская психология, воспитание.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz